Производственная деятельность

Условия концессионного соглашения
Основные показатели деятельности
Инвестиционная программа
Характеристики оказываемых услуг
Тарифы
Нормативно-правовая база
Условия публичных договоров
Вывод источников тепловой энергии
Приостановление, ограничение и прекращение режима потребления

Подключение к системам теплоснабжения и ГВС

Тарифы
Порядок подключения
Информация о поданных заявках
Перечень документов. Форма заявки
Нормативно-правовая база ТП
Калькулятор расчета ориентировочной платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения
Контакты

Закупки

Взаимодействие с производителями и потенциальными участниками закупок
Управление закупочной деятельностью
Текущие открытые закупки
Информация о результатах закупок
Анонсирование закупок
Архив закупок

Экологическая политика

СОУТ

Стандарты раскрытия информации

Раскрытие информации

Раскрытие информации на сайте Интерфакс-ЦРКИ












Пресс-центр > СМИ о нас > Коммунальный пирог в разрезе. «Курган и курганцы» (15.01.2011 г..)

Коммунальный пирог в разрезе.

С нового года мы будем платить за коммунальные услуги больше.

То, что тарифы на услуги ЖКХ ежегодно растут, уже никого не удивляет. Вопрос только в том, на сколько? Подробнее об этом мы поговорили с директором департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Михаилом Шереметом и его заместителем Сергеем Самойловым.

Вопрос цены

— Скоро мы получим январские квитанции для оплаты услуг ЖКХ. К чему готовиться?

Михаил Шеремет:

– Во-первых, к тому, что совокупный платеж повысится не более чем на 15%. Во-вторых, у каждой отдельно взятой коммунальной услуги своя динамика роста. Больше всего в Кургане поднялся тариф на услуги по водоотведению и водоснабжению — на 30%. Тому есть объяснение. Вы помните, какой тяжелой была прошлая зима. Из-за сильных морозов трубы лопались одна за другой. В связи с этим летом специалисты «Курганводоканала» выполнили большой объем работ. Серьезные ремонты потребуются и дальше. Поэтому руководство предприятия и администрация Кургана вышли с просьбой установить тариф для города с ростом 45%. Однако, учитывая предельный уровень роста тарифа по воде в среднем по области, а он составляет 18%, а также платеже-способность граждан, этот показатель был снижен до 30%.

Электроэнергия для городского населения подорожала на 10% и составляет 2,83 рубля за кВт/час. Для сельского населения тариф также вырос на 10% и составляет 1,98 рубля за кВт/час. Тепловая энергия по Кургану возросла на 10,4% для населения и на 1,9% для юридических лиц.

Также в этом году в Кургане и Шадринске мы устанавливали тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов. Раньше эту функцию выполняли органы местного самоуправления. В Кургане услуга стала дороже на 17,5%.

Природный газ для пищеприготовления и отопления вырос для населения области на 17%. А вот сжиженный баллонный газ в зоне обслуживания ОАО «Курганоблгаз» — на 7,2%, ОАО «Кургангоргаз» — на 16%.

— За услуги водоснабжения будем платить на целых 30% больше. Это очень существенно.

Интересно, какая часть этих денег пойдет именно на ремонт?

Михаил Шеремет:

– Примерно треть от тарифа. Также около 30 34% забирает электроэнергия, так как на «Курганводоканале» работают очень мощные насосы, которые потребляют много электричества. Примерно 10% средств идет на налоговые отчисления, амортизацию, то есть на обязательные платежи.

— Предельный рост тарифа по водоснабжению и водоотведению в области составляет 18%, в Кургане же он достиг 30%! Почему такая разница?

Сергей Самойлов:

– Дело в том, что в разных муниципальных образованиях тарифы разные, из которых для области выводится средняя величина. Например, в одном муниципальном образовании, где удельный вес этой услуги по отношению ко всей территории региона больше, тариф может измениться, скажем, всего на 2%. За счет этого в другом муниципальном образовании, где это экономически целесообразно, он может возрасти до 30%. Но в среднем по области тариф уложится в обозначенные рамки.

— Почему такой диапазон тарифов в муниципальных образованиях?

— Это зависит от многих факторов. В частности, мы уходим от практики перекрестного субсидирования, когда предприятия и организации оплачивали жилищно-коммунальные услуги по более высоким тарифам, тем самым брали часть расходов населения на себя. В этом году перекрестное субсидирование полностью должно быть ликвидировано, и с 2012 года тарифы будут изменяться одинаково. Таково требование Фонда содействия реформированию ЖКХ. Например, в Шадринске перекрестного субсидирования не было, поэтому водоснабжение и водоотведение там выросли на 11,6 и 17,4% соответственно.

— Предельный рост тарифов в целом не должен превысить 15%. Однако если брать по отдельности, то водоснабжение — уже 30%, природный газ – 17% и так далее…

Сергей Самойлов:

– Когда начинаешь делать такие сопоставления, действительно, на первый взгляд, арифметики вроде бы не получается. Возьмем даже такой пример: предельный уровень изменения тарифа на тепловую энергию в целом по области составляет 17%, и получается, в озвученные 15% уже не укладываемся. Но давайте не будем подменять понятия. Государство в отношении регулируемых тарифов ввело два уровня ограничений. Первый — это абсолютный рост самого тарифа по какой-то конкретной услуге. Второй — это ограничение совокупного платежа за все коммунальные услуги. Эти понятия и эти проценты не тождественны.

Что касается вашего вопроса, то давайте попробуем представить весь коммунальный платеж в виде пирога и посчитаем удельный вес каждой услуги. Львиную долю занимает услуга по содержанию и текущему ремонту жилья. По закону, решение о том, сколько платить за содержание и текущий ремонт жилья, должны принять собственники дома на общем собрании совместно со своей управляющей компанией. Если они этого не сделали, то начисление по этой услуге идет по тарифу, принятому муниципалитетом для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. В Кургане этот тариф остался на прежнем уровне.

Тепло занимает примерно 40%. При этом данная услуга вырастет только на 10%. Электроэнергия занимает около 10% нашего «пирога», и она вырастет также только на 10%. Примерно четверть коммунального платежа составляет вода, но в соотношении с другими видами услуг этот объем меньше, поэтому здесь возможен более высокий рост тарифа. При этом совокупное изменение всех составных нашего коммунального пирога будет укладываться в эти 15%.

— Интересно, а насколько увеличится количество людей, получающих субсидию? Вы не просчитывали?

Сергей Самойлов:

– На ноябрь прошлого года у нас было 46 тысяч таких семей, им было выплачено 354 миллиона рублей. На этот год в бюджете заложено 468 миллионов. Если вы платите за жилищно-коммунальные услуги больше 22% от совокупного дохода семьи, то имеете право на получение субсидии.

Надо понимать, что увеличение либо уменьшение количества семей, получающих субсидию, связано не только с ростом коммунальных тарифов, но и с изменением пенсионного обеспечения. Если с увеличением стоимости коммунальных услуг не увеличивается размер пенсий, то количество получателей субсидий растет. Если же пенсия будет индексироваться с I квартала, то какая-то часть людей, которая получала субсидию, может уже не попасть в эту категорию. Тогда количество получателей субсидии снизится.

Особенности года

— Что изменится в системе регулирования тарифов в этом году?

Михаил Шеремет:

– С этого года функция по формированию тарифов на все виды коммунальных услуг передана на уровень субъекта, тогда как раньше часть тарифов устанавливали органы местного самоуправления. В частности, водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов.

Что касается электроснабжения, то сейчас субъект устанавливает тарифы только для населения. Раньше же в наших полномочиях было регулирование тарифа на эту услугу и для прочих потребителей.

Сергей Самойлов:

– В части электроэнергии необходимо приучать потребителей, которые относятся к категории «прочих», что тарифа для них не будет. Будет цена, которая складывается по результатам рыночных торгов на оптовом рынке. Составляющую этой цены в виде региональных затрат по передаче ресурса сетевыми компаниями мы регулируем, сбытовую надбавку гарантирующему поставщику мы также регулируем, но львиная доля этой цены, по которой они будут приобретать киловатт, будет складываться по результатам электронных торгов на оптовом рынке. Государство на цену конечного продукта уже не влияет.

— Предприятия от этого выиграют или проиграют?

Сергей Самойлов:

– В зависимости от того, как сложится конъюнктура рынка. Если посмотреть динамику торгов по этому году, а мы платили за киловатт/ час одну часть по тарифу, другую часть — по нерегулируемой цене, то в начале года нерегулируемая цена складывалась меньше тарифа, и это было выгодно. А в середине года, особенно летом, когда генераторы выводили станции на ремонт, создавался определенный дефицит электроэнергии, ее цена возрастала. Сейчас федеральная служба по тарифам прогнозирует в сравнении с регулируемыми тарифами удорожание свободной цены, по которой все будут покупать электроэнергию, но не более чем на 15-20%.

Михаил Шеремет:

– Хочу добавить, что никакой вакханалии не будет: какую хочу цену, такую и поставлю. На нашем уровне расчет этой цены будет проверяться ежемесячно. Нам «Энергосбыт» предоставляет данные, сколько они закупили, по какой цене, какие установлены тарифы на передачу и как сложится тариф.

— Многие горожане связывают большие надежды с ТЭЦ-2: запустят ТЭЦ-2 – тарифы станут меньше. Их надежды оправдаются?

Сергей Самойлов:

– Начнем с того, что второй источник теплоснабжения нужен, в первую очередь, с точки зрения безопасности, а не с точки зрения цены. Будет гарантия, что при любых чрезвычайных ситуациях город не останется без тепла.

Вряд ли услуга станет дешевле. Но появление второго генератора, что в электроэнергии, что в тепловой энергии, позволит сдержать темпы роста. Это создаст предпосылку к тому, что тарифы по этим услугам будут изменяться более низкими темпами. Но это не значит, что их надо заморозить вообще. От того, что у ТЭЦ-1, условно говоря, по-явится конкурент, затраты не снизятся. Идет удорожание топлива и материалов, меняется система налогообложения. Это все равно надо будет закладывать. Удорожание региональных затрат несет очень маленькую часть в составляющей конечной цены. Но появление в любом монопольном сегменте конкуренции заставит собственника того или иного оборудования задуматься, как минимизировать свои затраты, с тем, чтобы продавать больше товара ему, а не соседу. Поэтому предпосылка для сдерживания темпов роста уже есть.

Прямая речь

Стоимость тепловой энергии с 2011 года выросла для жителей Кургана на 10,4%. Чем обосновано такое решение, прокомментировал директор по экономике и финансам ОАО «Курганская генерирующая компания» Сергей Долгов:

— В производстве тепла основная статья расходов — затраты на топливо. 90% топливной составляющей — это газ. Все мы знаем, что с 1 января этого года тарифы на газ значительно выросли. А как только дорожает сырье, дорожает и услуга.

Тариф взят не с потолка. Он установлен департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в соответствии с обоснованными затратами, которые понесет наша компания. Отмечу, что в 2011 году повышение стоимости услуги покрывает минимум наших расходов и призвано лишь компенсировать затраты на топливо. В этих 10% не заложены ни увеличение заработной платы, ни другие значимые статьи расходов энергокомпании.

Платеж также разбит на 12 месяцев, исходя из установленных норм потребления. По крайней мере, это касается домов, в которых не установлены приборы учета тепла. Собственники домов с теплосчетчиками будут оплачивать счета согласно показаниям приборов учёта.

Нас часто спрашивают о том, почему потребителям приходится платить за тепло круглый год, тогда как получают эту услугу жители лишь в отопительный сезон. Отвечу. Ошибочно думать, что с переходом на 7-месячную оплату тепла стоимость услуги станет меньше. Она останется на том же уровне, только возрастет размер ежемесячного платежа. Если собственникам отдельно взятой квартиры нужно заплатить в год определённую сумму за отопление, они эту сумму и заплатят, только не за 12, а за 7 месяцев. Поэтому для того, чтобы сумма ежемесячного платежа была как можно ниже, стоимость потребляемой за год тепловой энергии распределена на все 12 месяцев.