Своевременная и полная оплата потребленных энергоресурсов – это не только обязанность потребителя, закрепленная российским законодательством, но одно из главных условий нормальной деятельности энергоснабжающих организаций, отвечающих за жизнеобеспечение городов и поселков.
Придя в магазин, мы не получим пакет молока или булку хлеба, пока не оплатим их покупку в кассе. И не проедем в пассажирском транспорте, не купив проездной билет. Почему же пользуясь ежедневно электричеством, водой, газом и тепловой энергией некоторые граждане не торопятся рассчитываться за них (и материальный фактор, порой, тут не главный)? Может быть эти ресурсы – бесплатные? Появляются сами по себе из воздуха?
Конечно, нет. Блага цивилизации не являются чудесами. Это напряженный труд многих специалистов, круглосуточная работа сложных механизмов, оборудования и техники, требующих квалифицированного обслуживания. Но каждый ли потребитель ясно понимает это?
ОАО «Курганская генерирующая компания» — основной производитель и поставщик тепловой энергии в Кургане и Шадринске. Денежные средства, поступающие в качестве оплаты за отопление и горячую воду, направляются на финансирование текущей деятельности энергопредприятия. Основные статьи затрат — это приобретение топлива (газ, уголь и мазут) для выработки теплоэнергии на ТЭЦ и котельных, выплата заработной платы, налоги и иные сборы, а также содержание энергетического хозяйства, ремонт оборудования и обеспечение поставок энергоресурсов.
Между тем, на 1 января 2012 года дебиторская задолженность за поставленную тепловую энергию достигла около 650 млн. рублей. Рост за прошлый год примерно на треть. Задолженность не уменьшается, что позволяет говорить о ситуации хронического дефицита денежных средств, необходимых для обеспечения ритмичной и планомерной деятельности теплоснабжающей организации.
Чтобы не нарушать условия договоров и законы РФ компания регулярно рассчитывается с поставщиками топлива, вовремя выплачивает зарплату сотрудникам и перечисляет налоги. Но нехватка средств вынуждает энергетиков откладывать финансирование других немаловажных затрат, тщательно корректировать ремонтно-эксплуатационные программы и мероприятия по техперевооружению, отказываясь от многих насущных проектов развития производства.
С начала мая для «Курганской генерирующей компании» начинается «жаркая пора» — ежегодная летняя ремонтная кампания. Подготовке к новому отопительному периоду всегда уделяется первостепенное значение, потому что от качества проведения ремонтов зависит надежная и безаварийная работа объектов теплоэнергетики, следовательно – и социальное благополучие в Кургане и Шадринске.
Однако наличие существенной дебиторской задолженности затрудняет выполнение стоящих задач в полном объеме и в срок. На протяжении ряда лет приходится выдерживать напряженный график летних ремонтов, чтобы вовремя завершить подготовку теплосетей и генерирующего оборудования к следующей зиме.
Растущая задолженность за тепло – с одной стороны, и обязательства перед потребителями за качество предоставляемых услуг – с другой, просто вынуждают обратиться ко всему арсеналу разрешенных законом средств по взысканию накопленных долгов.
Как показывает практика, среди наиболее злостных неплательщиков за коммунальные услуги не только асоциальные граждане, но, как ни странно, и люди с высоким уровнем доходов. Этой категории граждан в первую очередь хочется напомнить о существовании эффективных мер принудительного взыскания долга через арест имущества, автотранспорта, банковских вкладов и запрет на выезд заграницу, которые сегодня широко применяются в РФ. Кроме того, в некоторых регионах уже нарабатывается практика прекращения подачи коммунальных ресурсов самым злостным неплательщикам. Конечно, самым суровым последствием для должников может оказаться их переселение в менее благоустроенное жилье. Надеемся, что до такого дело не дойдет!
А для этого самим должникам нужно не доводить ситуацию до крайней черты, взвесить на весах все возможные последствия своих поступков. Важно понимать: те, кто потребляет ресурс, но не оплачивает его, накапливая значительные долги, по сути, подрывает основу стабильной работы теплоэнергетического комплекса.
Уважаемые потребители! Помните, сомнительное желание сэкономить или отложить оплату «на потом», не избавляет вас от необходимости рано или поздно произвести полный расчет. При этом, возможно, придется единоразово достать из кошелька несопоставимо большую сумму, чем при систематической оплате услуг.
С уважением, ОАО «Курганская генерирующая компания».