Задорная арматура.
Проблемы ЖКХ порой усугубляют коммунальщики.
На днях в Кургане произошли две показательные коммунальные аварии. Они весьма наглядно и даже горячо представили некоторые тенденции, существующие в жилищно-коммунальной сфере города.
В доме на улице Дзержинского в одной из квартир прорвало трубу подачи горячей воды. Случай, что и говорить, досадный в отношении имущества, нажитого посильным трудом. Но, первым делом посочувствовав хозяевам, вторым хочется узнать, как они дожили до неприятности такой. К сожалению, у многих горожан чувство хозяина квартиры ограничивается уверенностью «имею право», и лишь чисто теоретически иногда вспоминает о втором признаке настоящего хозяина — «имею обязанность». Об этом втором признаке очень доходчиво говорится в Жилищном кодексе: собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Ну да ладно, когда горячая вода из трубы хлещет, тут уж не до обязанностей, тут действительно на первое место выходит право— кричать «караул!».
На крики о помощи прибыли специалисты некоего обслуживающего этот дом предприятия «Развитие». Некоего, потому что в размещенном на официальном городском интернет-сайте реестре организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, такое предприятие не значится. Как показали ближайшие события, «Развитие» находилось на стадии бурного роста каменно-топорной технологии. Устранить банальную аварию специалисты не смогли.
Премудростей особых не требовалось: для начала нужно было перекрыть вентиль на водоводном стояке и затем решать судьбу прохудившейся трубы. Но простейший вентиль повел себя капризнее андронного коллайдера: не закручивался ни от физической силы, ни от экспрессивных выражений специалистов. Что ж, у слесарей, как у запасливого чукчи из анекдота, было два билета на одну поездку, и они решили перехитрить неразумную железяку, перекрыв подачу воды во весь дом. Но и второй вариант оказался проигрышным: запорная арматура на входе в здание была солидарна с вентилем на стояке и также категорически не желала выполнять свои запорные обязанности.
Количество кричащих «караул!» людей приросло специалистами.
Положение спасли работники теплоснабжающей энергокомпании. Правда, для этого им пришлось отключать от подачи воды уже целую теплотрассу, от которой было запитано шесть домов. Затем они нашли решение, как по временной схеме все-таки подать горячую воду в «невиноватые» дома, теплотрасса не разморозилась, авария была устранена.
Похожая ситуация произошла в доме на улице Гоголя. Небольшие отличия были, конечно: утечка в системе отопления, в подвале, а закрутить вентили не смогли специалисты другого обслуживающего предприятия. Но подчищали грешки коммунальной организации опять энергетики: пришлось снижать давление теплоносителя в трубах до минимума, что вряд ли приветствовали граждане, трогающие едва теплые батареи.
Конечно, о коварном заговоре запорной арматуры говорить не приходится, и всю эту ситуацию Черчилль не придумал в восемнадцатом году.
Водопроводная запорная арматура — не бог весть какое сложное изделие. Миниатюрный представитель этого семейства, вентиль на трубе, есть практически в каждой квартире. Чтобы поменять его, не требуется заканчивать на «отлично» аспирантуру. Главное, делать это вовремя, и тогда арматура добросовестно сослужит свою службу в аварийной ситуации.
Главное — делать это.
Управляющие организации порой откровенно манкируют своими обязанностями (да чего тут умничать — плюют на свои обязанности) по своевременному ремонту и замене внутридомового оборудования. Хотя деньги на эту работу собирают с собственников жилья сполна. Собираете-собираете, не надо делать скорбные глаза и протестовать; или вы всерьез хотите уверить, что УК и УО, конфликтуя за право управлять-обслуживать многоэтажки, бьются не за деньги, а за головную боль?
Номера конкретных домов, в которых произошли аварийные ситуации, известны. Не указаны они по простой причине. Эти дома не уникальны. По данным ОАО «Курганская генерирующая компания», подобные вышеописанным случаи уже становятся в Кургане типичными. Возможно, следующим станет ваш дом.
Комментарий Игоря Сергеева, генерального директора ОАО «Курганская генерирующая компания»:
— Каждый год перед началом отопительного сезона мы как поставщики энергоресурсов направляем эксплуатирующим организациям предписания, указывая на неполадки в домах, которые могут помешать нормальному теплоснабжению потребителя. Но перед процессом подачи горячей воды и тепла в многоквартирные дома сотрудники нашей компании фиксируют ненадлежащее состояние запорного и другого оборудования, ответственность за нормальную работу которого лежит полностью на управляющих коммунальных организациях. Какие-то организации добросовестно устраняют недоделки, а какие-то обещают устранить, пишут гарантийные письма. Согласно законодательству, в случае неготовности домового оборудования к эксплуатации мы имеем право не подавать в дом тепло и горячую воду. Это оправдано: неисправные домовые системы отопления и ГВС могут привести к авариям (что, собственно, и произошло на днях! — автор), нанести вред имуществу граждан и даже здоровью. Кроме того, в подобных ситуациях теплоснабжающая организация несет убытки и дополнительные затраты на слив теплоносителя из системы, затем на повторный запуск теплоснабжения в доме после устранения аварии.
Тем не менее, под гарантийные письма мы подключаем потребителей, только чтобы не оставить людей без тепла накануне зимы. Однако встречной добросовестности в исполнении обещаний со стороны управляющих компаний порой не наблюдается.
ОАО «Курганская генерирующая компания» в дозволенных законом рамках работает с УК, добивается выполнения их обязанностей и будет продолжать это делать. Но без активной позиции собственников жилья и без их помощи наших действий недостаточно».
От себя добавлю: собственники квартир вправе знать, куда истрачены деньги, которые они заплатили за комфорт в своем жилище. И они вправе требовать с управляющих компаний детальнейших отчетов об этом. Чтобы как можно реже повторялись подобные случаи с неисправными вентилями и задвижками. Коммунальное хозяйство — бизнес. К сожалению, не все бизнесмены (не только в Кургане, так уж люди устроены) «белые и пушистые». Собственники жилья покупают услугу, и во многом от их принципиальности зависит, продадут им качественный товар или всучат нечто непотребное.